МБОУ ООШ № 9
353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, х.Труд, ул.Длинная, 32. Телефон : 8(86164) 37931 e-mail : school9@kan.kubannet.ru

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

 1.Пояснительная записка

          Рабочая  программа  предназначена для изучения   истории в основной школе  (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования /Стандарты второго поколения /  М.: «Просвещение», 2011- стр.48).

             Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы  (Примерная  программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/  М.: Просвещение,   2012. – стр. 94).

       В основу рабочей программы заложено два курса: «История России» (194 часов) и «Всеобщая история» (180 часа), которые   изучаются  модульно.

  Программа курса  «Истории России»  разработана на основе авторской программы: История России.6-9 классы  / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2011  - 127с., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК  А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной:

ü  История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс

ü  История России. Конец XVI –XIII век.7 класс

ü  История России. XIX век. 8 класс

ü  История России. XX век.9 класс

Программа курса «Всеобщая история» ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории издательства «Просвещение»

ü  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2012-с.302

ü  Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс

ü  А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени.7 -8 класс

ü  О.С. Сороко-Цюпа. Новейшая история.9 класс

      Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011-с.31

      Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций  и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

                 Таким образом, определена цель программы (согласно,   Примерной   программе  по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/  М.: Просвещение,   2012. – с.5):

-  овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.
Задачи изучения истории в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

2.Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

ü  эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

ü  формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

ü  образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

ü  история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

ü  развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

    Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

   Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

       При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности       в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, способствующие развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
      В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

    Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе -3 часа в неделю.

   Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются модульно.

Таблица  тематического  распределения  часов.

№ п/п Разделы, темы                                           Количество часов

Примерная

программа 

Рабочая программа Рабочая программа по классам
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
1 История древнего мира. 68 68 68        
2 История средних веков (V-XV в.в.)

28 28   28      
История России (с древности до конца XVI в.) 40 40   40      
3 Новая история (XVI-XVIII в.в.) 26 26     26    
История России (XVII-XVIII в.в.) 42 42     42    
4 Новая история (XIX в.)

24 24       24  
История России (XIX в.) 44 44       44  
5

Новейшая история (XX – начало XXI в.)

История России (XX в. – начало XXI в.)

 34           

68

34

68

       

34

68

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

  К важнейшим личностным результатам  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

ü  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

ü  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

ü  осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

ü  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

ü  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

ü  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

ü  способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

ü  готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

ü  овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

ü  способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

ü  умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

ü  расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

ü  готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. 

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

   

5.Содержание учебного предмета «История»

(374 часа)

Блок I. «Всеобщая история» (180 часов)

                                                                       

название раздела

              кол-во

              часов

элементы

содержания

                                     (основные темы)

планируемые

предметные

результаты

всего

теория

практика

(контрольные

работы, проекты)

Раздел I.   История Древнего мира.

    5 класс  (68 часов)

                                                                                                                                                      2013-2014 уч.год

  Введение 2 2  

1. Историческая память народа

2. Источники знаний о прошлом

3. Счет лет в истории.

4.Историческая карта

История Древнего мира

Выпускник научится:

-определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э, н.э.);

-использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

-проводить поиск информации в отрывках  исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

-описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории;

-раскрывать характерные, существенные черты: а)форм государственного строя древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.)б)положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы);в)религиозных верований людей в древности;

-объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,  предметов быта, произведений искусства;

-давать оценку наиболее  значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

-давать характеристику общественного строя древних государств;

-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

-видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

-высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории

1

Жизнь первобытных

людей

4 4  

1.Первобытные собиратели и охотники

2.Первобытные земледельцы и скотоводы

2 Введение в историю Древнего мира 1 1  

Древние цивилизации

3 Древний Восток 20 17 3

1.Древний Египет

2. Западная Азия в древности

3. Индия и Китай в древности

4 Древняя Греция 20 19 1

1.Древнейшая Греция

2. Полисы Греции и их борьба с  персидским

нашествием

3.Возвышение Афин в V веке  до н.э. и расцвет

демократии

4. Македонские завоевания в IV веке до н.э.

5 Древний Рим 19 17 2

1.Рим: от его возникновения до установления

господства над Италией

2.Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3.Гражданские войны в Римской республике

4.Римская империя в I – е  века нашей эры

5.Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

 

Резерв - 2 часа

(повторение)

       

Раздел II. История Средних веков (28 часов)

 6 класс 

  2013-2014 учебный год

.                                                                                                                       
                                                    Всеобщая история (28 часов)

История Средних веков.

Выпускник научится:

-локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления  и развития государств;

-использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Европы  и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

-проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

-составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

-раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических  и социальных отношений и политического строя государств; б)ценностей, господствовавших в  средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

-объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

-сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков

Выпускник получит возможность научиться:

-давать сопоставительную характеристику политического устройства государств  Средневековья (Русь, Запад, Восток);

-сравнивать свидетельства различных  исторических источников, выявляя в них общее и различия;

-составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

 

Введение «История средних веков: Европа и остальной мир»

1 1   Происхождение и смысл понятия "средние века", хронологические рамки Cредневековья
1. Раннее средневековье

8 7 1

1.Византийская империя

2.Великое переселение народов

3.Мир ислама

4.Империя франков и её соседи

2. Зрелое Средневековье 13 11 2

1.Средневековые сословия

2.Власть духовная и светская. Крестовые походы.

3.Средневековые города

4.Могущество римско – католической церкви

5.Европейские государства в ХII – ХIV вв.

6.Кризис европейского средневекового общества

7.Средневековая культура

3. Страны Востока в Средние века 4 3 1

1.Османская империя

2.Монгольская держава

3.Индия, Китай, Япония в Средние века

4. Народы Америки в Средние века 1 1  

Государства доколумбовой Америки

5. Историческое и культурное наследие Средневековья

1   1 Средние века в истории

Раздел III. Новая история (58 часов)

7-8 классы

Новая история 1500-1800 (28 часов)

7 класс

(2014-2015 учебный год)

Новая история (1500-1913)

Выпускник научится:

-локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и Всеобщей истории в Новое время;

-использовать историческую карту как источник информации  о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений-походов, завоеваний, колонизации и др.

-анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

-составлять описание образа жизни основных социальных групп в России и в других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по Всеобщей истории Нового времени;

-раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических  и социальных отношений и политического строя государств в Новое время; б)эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.) в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);г)представлений о мире и общественных  ценностях; д)художественной культуры Нового времени;

-объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Нового времени;

-сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

-используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие стран в Новое время;

-использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;

-сравнивать развитие России и других стран в Новое время

1.

Новая история

(1500-1800)

28 25 3

1.Мир в начале нового времени

2.Первые революции Нового времени

3.Эпоха Просвещения

4.Традиционные общества Востока

                        

                                Новая история 1800-1913 (28 часов)

8 класс

(2015-2016 учебный год)

2.

Новая история

(1800-1913)

28 25 3

1.Строительство индустриального общества

2.Строительсьво Новой Европы

3.Европа: время реформ и колониальных захватов

4.Америка в XIX –начале XX

5.Традиционное общество в XIX

Раздел IV. Новейшая история(34 часа)

9 класс

  2016-2017 учебный год

1

Новейшая история

XXXXI в.

34 30 4

1.Мир в 1900-1914 гг.

2.Первая мировая война (1914-1918)

3.Мир в 1918-1939 гг.

4.Вторая мировая война (1939-1945)

5. Мир во второй половине XXXXI в.

Новейшая история

Выпускник научится:

-локализовать во времени общие рамки и рубежные события Новейшей эпохи, характеризовать основные этапы всеобщей истории начала XXXXI в.;

 -использовать историческую карту как источник информации о территории государств начала XXXXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху;

-анализировать  информацию из исторических источников – текстов, материальных и художественных  памятников Новейшей эпохи;

-представлять в различных формах описания, рассказа: а)условия и образ жизни людей различного положения в начале XXXXI в; б)ключевые события эпохи и их участников; в)памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;

-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

-раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры начала XXXXI в;

-объяснять причины и следствия наиболее значимых событий Новейшего времени;

-сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в Новейшую. эпоху;

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории XXXXI в;

Выпускник получит возможность научиться:

-используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств начала XXXXI в;;

-применять  элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;

-осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литератур, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.

-проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в начале XXXXI в.,

                 

                                                                                  

                                                                                  Блок II. «История России»

(194 часа)

название раздела

              кол-во

              часов

элементы

содержания

(основные темы)

планируемые

предметные

результаты

всего

теория

практика

(контрольные

работы, проекты)

Раздел I.Древняя и средневековая Русь

6 класс  (40 часов)

2013-2014 уч.год

1.

История России

с древнейших времен до XVI века

40 35 5

Предмет Отечественной истории

1.Древняя Русь в VIII –первой половине XII в.

2. Русь Удельная в XII- XIII вв.

3. Московская Русь в XIV – XVвв.

4. Московское государство в XVI в.гг

Выпускник 6-го класса  научится:

-применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;

-изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

-давать оценку исторической  личности;

-применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века

Раздел II. Россия в Новое время

(86 часов)

7-8 класс

(2014-2016)

                                                                                                                                                                                     

История России

конец XVI века –XVIII(43 часа)

7 класс

2014-2015 уч.год

1.

История России

конец XVI –XVIII  век 

43 38 5

1.Россия на рубеже XVI-XVII вв.

2.На пороге Нового времени. Россия в XVII в.

3. Россия при Петре I

4.Россия в 1725-1762 гг.

5. Россия в 1762-1801

Выпускник 7-го класса научится:

-применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время, формирование абсолютизма, закрепощение крестьян, реформы Петра Великого, дворцовые перевороты, «просвещенный абсолютизм»;

- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам  (Смутное время, формирование абсолютизма, первые Романовы, эпоха Петра Великого, период дворцовых переворотов, период правления Екатерины II и Павла I);

-давать оценку личности и деятельности Бориса Годунова, Василия Шуйского, К. Минина, Д. Пожарского, Степана Разина, М.В. Ломоносова и др.)

- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVIII века

История России

XIX век(43 часа)

8 класс

2015-2016 уч.год

2.

История России

    XIX  век                                                                              

43 38 5

1.Россиская империя в первой четверти  XIX  века

2.Российская империя в 1825-1855 гг.

3.Российская империя во второй половине  XIX  века                                                                                                  

Выпускник 8-го класса научится:

-применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;

- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам  (время правления Александра  I, Николая I, Александра II и Александра III);

-давать оценку личности и деятельности российских императоров, С.Ю. Витте, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова и др. )

- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XIX века

Раздел III. Россия в Новейшее время (XX – начало XXI)

(68 часов)

9 класс

2016-2017 уч.год

1. Россия в Новейшее время (XX – начало XXI) 68 60 8

1.Российская империя в начале XX века.

2.Россия в 1917-1921 гг.

3.ССС в 1922-1941 гг.

4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

5. СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг.

6. Советское общество в середине 1950-х –первой половине 1960-х гг.

7. СССР в середине 1960-х-середине 1980-х гг.

8. СССР в годы перестройки (1985-1991)

9. Российская Федерация в 90-е гг. XX - начале XXI века.

10. Российская Федерация в 2000-2008 гг.

Выпускник 9-го класса научится:

-применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская революция, Великая российская революция 1917-1921 гг,, НЭП индустриализация, коллективизация, формирование однопартийной диктатуры в СССР, реформы Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина, «застой», перестройка, распад СССР, экономические и политические реформы 1990 –х гг., стабилизация 2000-х гг.;

- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам  (период правления Николая Второго, революция и Гражданская война, 1930-е гг,, участие СССР во Второй мировой войне, «оттепель», перестройка и др.);

-давать оценку личности и деятельности П.А. Столыпина, А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, лидеров Белого движения, И.В. Сталина, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и др.,

- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России  XX века

               

 График контрольных работ и проектов  по темам

       5 класс

        2013-2014 уч.год

раздел тема

кол-во

часов

дата
Древний Восток Проект «Устройство древних государств» 1  
Древний Восток Контрольная работа по теме «Древний Египет» 1  
Древний Восток Контрольная работа по теме: «Древний Восток» 1  
Древняя Греция Проект «Боги Древней Греции» 1  
Древняя Греция Контрольная работа по теме: «Древняя Греция» 1  
Древний Рим Проект «Рим - вечный город» 1  
  Итоговая контрольная работа по курсу 1  

6.Тематическое планирование                                                        

с определением основных видов учебной деятельности                                   

Блок I. «Всеобщая история»

Раздел I. История Древнего мира

5 класс (68 часов)

на 2013-2014 учебный год

Тема урока

Кол-во

часов

Цель урока

   
планируемые              предметные   результаты

планируемая деятельность

учащихся

(УУД)

   
Вид контроля  

1.

Введение в предмет.

Что изучает история. Источники знаний о прошлом.

.

2

1

научиться определять понятия: история, источники, археология, век;

-виды исторических источников: вещественные, письменные

Определять проблему и цели урока

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории

   
2.

Счет лет в истории.

Историческая карта

1

научиться определять

 понятия: хронология, лента времени, наша эра, первобытность,названия частей света

Объяснять,  как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя линию времени

Показывать и различать  на исторической карте   части света

хронологические

задачи

 

3.

Жизнь первобытных людей.

Древнейшие люди

4

1

научиться характеризовать:

-основные теории происхождения человека;

-время и место появления древнейшего человека;

-отличие человека от обезьяны;

-первые орудия труда древнейшего человека;

-первые занятия древнейшего человека;

Определять тему и цель урока

Показывать на карте места расселения древнейших людей

Участвовать в обсуждении теорий происхождения человека

Творческий проект: изготовление «древних» орудий труда  
4.

Родовые общины охотников

и собирателей. Возникновение искусства и

религиозных верований

1

научиться характеризовать:

-условия жизни первобытных людей;

- признаки родовой общины- определять понятия-

-религия, искусство;

-особенности пещерной живописи;

-особенности религиозных верований древнейших людей

Определять тему и цель урока

Рассказывать об условиях жизни первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы

Участвовать в работе группы

Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы

Характеризовать процесс зарождения искусства

            тест  
5.

Возникновение земледелия

и скотоводства

1

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения земледелия и скотоводства;

-особенности трудовой деятельности людей;

-появление ремесла: глиняная посуда и одежда из ткани

Определять тему и цель урока

Составлять план своей работы

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда т. д.) для развития человеческого общества

Участвовать в работе группы

      тест  
6.

Появление неравенства и

знати

1

научится характеризовать:

-причины появления неравенства и знати;

-причины и предпосылки развития ремесла;

-особенности перехода от родовой общины к соседской

Определять тему и цель урока

Составлять план своей работы

Планировать свою деятельность

Участвовать в работе группы

Определять причины и следствия появления неравенства.

схема «Появление неравенства и знати»

 

7.

Введение в историю Древнего мира.

Возникновение древнейших

цивилизаций

1

1

научится характеризовать

-понятия и признаки цивилизации;

-время появления первых цивилизаций

Объяснять причины перехода от каменного века  к бронзовому.

Анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки, формулировать определения понятий «первобытность» и «цивилизация».

Оценивать вклад  первобытного человека в историю и культуру человечества

      тест  

8.

Древний Восток.

Государство на берегах Нила

20

1

научится характеризовать:

-географическое расположение Египта, его климатические и природные условия;

-обстоятельства создания единого государства в Египте

Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту.

 Описывать природные  условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность событий  истории Древнего Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации.

Работа с контурной картой  
9. Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте     1

научится характеризовать:

-особенности социального развития Древнего Египта;

-условия жизни земледельцев и ремесленников;

-особенности трудовой деятельности земледельцев, ремесленников, писцов

Описывать и сравнивать условия жизни различных социальных групп древнеегипетского общества на  основе различных источников.

Определять свое место  и роль работы  в группе

сравнительная таблица  
10. В гостях у египетского вельможи 1

научится характеризовать

понятия: фараон, вельможи;

-особенности политического устройства Древнего Египта;

-условия жизни и службы вельмож

Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус

Характеризовать: 1)основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение;

2)особенности власти фараонов и порядок управления страной

Сочинение «Один день из жизни египетского вельможи»  
11. Военные походы фараонов 1

научится характеризовать:

-особенности устройства древнеегипетского войска;

-основные направления завоевательных походов фараонов;

-основные завоевания Тутмоса III;

-условия службы рядовых воинов

Показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего  Египта в период наивысшего могущества.

Раскрывать  существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснить причины их неудач.

Характеризовать источники, раскрывающие ход исторических событий

словарный диктант  
12.

Религия древних египтян

Искусство Древнего Египта

1

научится характеризовать:

-понятия-жрецы, храмы, мумия, саркофаг;

-особенности религиозных верований древних египтян;

-образы главных богов: Амон-ра, Апоп, Геб,Нут, Бастет, Апис, Осирис и Исида, Сет, Тот, Гор, Анубис, Маат;

-условия жизни жрецов;

-содержание мифов об Осирисе и Сете, о Гебе и Нутенаучится характеризовать:

-первое из чудес света –египетские пирамиды;

-цели и обстоятельства сооружения пирамид;

-история гробницы Тутанхамона;

-правила, которые должны были соблюдать египетские скульпторы

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе

Высказывать и обосновывать свои суждения

об особенностях религиозных верованиях древних египтян

Описывать образы  богов и раскрывать их символическое значение

Формулировать определение понятия «культура».

Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта.

Описывать памятники  культуры Древнего Египта. Высказывать суждения об уровне развития науки.

таблица Творческие проекты (индивидуальные и групповые  
13. Письменность и знания древних египтян 1

научится характеризовать:

-особенности письменности древних египтян (иероглифы);

-чему и как учили в школах Египта

Высказывать суждения об уровне развития науки. Готовить тематические сообщения по дополнительным источникам

Работать в группе, учитывая мнения одноклассников

   
14. Контрольная работа 1

научится характеризовать:

-особенности государственного устройства;

-быт  древних египтян;

-культурные достижения

Формулировать понятия по теме;

Выделять существенные признаки явлений;

Устанавливать хронологическую последовательность событий.

Итоговый разноуровневый тест  
15. Древнее Двуречье 1

научится характеризовать:

-географическое расположение Древнего Двуречья;

-климатические и природные условия Двуречья;

-условия жизни и занятия населения;

-особенности письменности Двуречья (клинопись)

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии

Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия людей, выделять сходство и различия.

Определять характерные признаки цивилизации Междуречья

Анализировать миф о потопе

Высказывать суждения о ценности мифов для изучения  Междуречья

задания в контурных картах  
16. Законы Хаммурапи 1

научится характеризовать:

-основные положения законов Хаммурапи;

-особенности правления Хаммурапи;

-роль законов Хаммурапи для жителей Двуречья

Описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление.

Анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона

Высказывать аргументированное суждение о значении его законов.

тест  
17. Финикийские мореплаватели 1

научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Финикии;

-природные условия, занятия финикийцев;

-уровень развития ремесла и торговли в Финикии;

-вклад финикийцев в мировую культуру

Сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, определять последствия освоения человечеством обработки железа.  Показывать на исторической карте территорию Финикии, города, торговые пути, колонии.

Описывать занятия жителей  Финикии в контексте природно-географических условий страны. Высказывать суждения о вкладе   финикийцев в мировую  культуру.

Работать в группе, учитывая интересы одноклассников

таблица  
18. Библейские сказания 1

научится характеризовать:

-понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, ковчег;

-отличие религии древних евреев от египетской и вавилонской;

-десять заповедей, данные Моисею;

-смысл  и назначение Ветхого завета;

-историю Моисея и Иосифа;

-значение Библии в жизни евреев

Анализировать фрагменты  исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян.

Работать в группе, возлагая  на себя роль лидера

текущий

тест

 
19. Древнееврейское царство 1

научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Палестины;

-природные условия, занятия древних евреев;

-содержание библейских сказаний о Самсоне и Далиле;

-предания о первых царях;

-особенности правления Соломона;

-вклад евреев в мировую культуру

Показывать на исторической карте территорию Палестины, города, государства. 

Описывать  исторические  события   и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала. Анализировать фрагменты  исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян.

   
20. Ассирийская держава 1

научится характеризовать:

- географическое расположение Древней Ассирии;

-природные условия, занятия ассирийцев;

-уровень развития ремесла и торговли в Ассирии;

-вклад ассирийцев в мировую культуру;

-особенности политического развития Ассирии;

-особенности организации ассирийского войска;

-направления завоевательных походов ассирийских царей;

-особенности библиотеки глиняных книг

Показывать на исторической карте территорию

Ассирийской  державы; Объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века.

Описывать армию ассирийцев, составляя ее вооружение и приемы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока.

Характеризовать известных правителе Ассирии, используя текстовые и наглядные источники, давать оценку наиболее значимым событиям истории Ассирийской державы.

сравнительная таблица  
21. Персидская держава «царя царей» 1

научится характеризовать:

-географическое расположение Персидской державы;

-направления завоевательных походов персов;

-особенности правления Дария I

Показывать на исторической карте территорию Персидской  державы.

Сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств в отношении покоренных народов.

Характеризовать личность и политику  Дария 1 на основе различных источников, обобщать черты, присущие правителям древневосточных государств.

задания в контурных картах  
22. Природа и люди Древней Индии 1

научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Индии;

-особенности природных и климатических условий Древней Индии;

-основные занятия и условия жизни индийцев;

-особенности религиозных верований индийцев

Показывать на  исторической карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга.

 Характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей. 

Раскрывать характерные черты верований индийцев.

Работать в группе, учитывая мнение одноклассников

Таблица

тест

 
23. Индийские касты 1

научится характеризовать понятия: касты, брахман, «неприкасаемые», буддизм;

-особенности общественного устройства жителей Древней Индии (наличие каст);

-различия в положении представителей различных каст;

-условия жизни «неприкасаемых»;

-содержание легенды о Будде;

-вклад индийцев в мировую культуру

Соотносить события истории Индии с  историей государств Древнего Востока.

Высказывать суждение о  вкладе в мировую культуру.

Сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и отличия.

словарный диктант

 
24. Чему учил китайский мудрец Конфуций 1

научится характеризовать:

- понятия - конфуцианство, мудрость;

-основные положения учения Конфуция;

-значения конфуцианства для жителей Древнего Китая

Показывать на карте территорию Древнего Китая.

Объяснять значение понятий империя, конфуцианство

Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае

Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев. Высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру, свое отношение к духовным ценностям древних китайцев

опорная схема  
25. Первый властелин единого Китая 1

научится характеризовать:

-географическое расположение Древнего Китая;

-особенности политического устройства Древнего Китая;

-направления завоевательных походов Цинь Шихуана;

-причины строительства Великой Китайской стены;

-причины свержения власти наследников Цинь Шихуана;

-вклад древних китайцев в мировую культуру

Показывать на исторической карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шелковый путь.

 Соотносить важнейшие события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока.

Сравнивать формы государственного устройства, положение различных групп населения в Индии и Китае.

   

26.

Проект «Устройство Древних государств» 1

 научится характеризовать:

 особенности политического устройства изученных древних государств: Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Палестина, Финикия, Персидское царство, Индия, Китай

Составлять проект на основе изученного материала и исследовательской работы.

Представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов.

проект

 
27. Контрольная работа по теме: «Древний Восток» 1

научится характеризовать:

-географическое расположение, климитические и природные условия стран Древнего Востока;

-условия жизни и занятия населения стран Древнего Востока;

-особенности письменности стран Древнего Востока;

-основные положения законов Хаммурапи;

-вклад народов Древнего Востока в мировую культуру;

-особенности политического, экономического и социального развития стран Древнего Востока

Актуализировать и обобщать знания  по истории  стран Древнего Востока.

Показывать на карте государства по заданному признаку.

Соотносить события истории Древнего Востока. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия.

Итоговый разноуровневый тест  

28.

Древняя Греция. Эллинизм.

Греки и критяне

20

1

научится характеризовать:

- географическое расположение Древней Греции, климатические и природные условия;

-содержание мифа о Тесее и Минотавре;

-особенности общего развития Критского царства и причины его гибели;

-содержание мифа о Дедале и Икаре

Показывать на исторической карте территорию Греции и Крита. Соотносить их географическое положение с уже известными государствами.

Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья.

Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств. Анализировать  мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками.

Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности.

задания в контурной карте  
29. Микены и Троя 1

научится характеризовать:

-особенности общего развития Микенского царства;

-Причины, ход и итоги Троянской войны;

-Содержание мифа о начале Троянской войны

Показывать на исторической карте территорию Древней Греции;

Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств. Анализировать  мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками.

Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности.

Сопоставлять версии причин Троянской войны

текущий

тест

 
30. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 1

научится характеризовать:

-содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Показывать на исторической карте направления вторжения дорийских племен Характеризовать его последствия для истории Греции

 Определять во времени место «темных веков» и Троянской войны, соотносить события древнейшей истории Греции и государств Древнего Востока. Анализировать отрывки   из поэм о Троянской войне по различным критериям Высказывать суждения об их месте в мировом  культурном наследии.  

. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам

Работать в группе, распределять роли в группе, формировать и высказывать свое мнение

Творческие проекты: инсценирование отрывков из поэмы.  
31. Религия древних греков. 1

научится характеризовать:

-особенности религиозных верований древних греков;

-имена и предназначение богов;

-содержание мифа о Геракле;

-содержание мифов о Дионисе, Деметре, Прометее.

Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков. Сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока. Воссоздать образ идеального героя Древней Греции. В дополнительных источниках искать информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве», готовить тематические сообщения и проекты.

текущий

проект

 
32.

Земледельцы Аттики теряют

землю и свободу

1

научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Аттики;

-занятия жителей Аттики;

-различия в положении знати и демоса в Афинском полюсе;

-содержание мифа о споре Афины с Посейдоном

Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, районы земледелия. Описывать природные условия и занятия жителей Аттики

Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними.

   
33. Зарождение демократии в Афинах 1

научится характеризовать:

-причины и итоги борьбы демоса против знати;

-условия отмены долгового рабства;

-перемены в управлении Афинами (переход к демократии);

-содержание и роль законов Солона

Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин. Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах.

Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств.

Собирать  и обрабатывать дополнительную информацию о жизни Солона, Клисфена Формулировать оценочные выводы о роли их личности в истории Афин и Древней Греции.

текущий

сравнительная таблица

 
34. Древняя Спарта 1

научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Спарты;

-различия в положении спартанцев и илотов;

-особенности спартанского воспитания;

-особенности политического развития Спарты

Показывать на исторической карте территорию Пелопоннеса, Спарты.

Выяснять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения.

Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию.

текущий

словарный диктант

 
35.

Греческие колонии на берегах

Средиземного и Черного морей

1

научится характеризовать

 особенности греческой колонизации

Формулировать определения понятия «античность».

Описывать типичный центр греческих городов-полисов, его сооружения. Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе.

Объяснять  причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории.

задания

в контурной карте

 
36. Олимпийские игры в древности 1 научится характеризовать особенности проведения Олимпийских игр

С помощью текстовых источников описывать и делать выводы о значении Олимпийских игр.

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

   
37. Марафонская битва 1

научится характеризовать

причины, ход, итоги и значение Марафонской битвы

На основе текста учебника и карты формулировать причины греко-персидских войн. 

Рассказывать о походе персов, используя карту. Формулировать причины  победы  при Марафоне. Составлять образную характеристику Мильтиада.

текущий

тест

 
38. Нашествие персидских войск 1

научится характеризовать:

-причины подготовки эллинов к новой войне;

-причины, ход и результаты битв в Фермопильском ущелье и Саламинского сражения;

-итоги греко-персидских войн

Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,  используя иллюстрации и карту Оценивать деятельность личности Фемистокла

Определять причины побед греков

текущий

составление календаря событий по греко-персидским войнам

 
39. В гаванях афинского порта Пирей 1

научится характеризовать:

-особенности развития военных и торговых  гаваней в Афинах;

-условия жизни рабов;

-причины превращения Афин в крупнейший центр ремесла и торговли

Описывать торговые гавани в Афинах; Обобщать информацию о  развитии ремесла и торговли

Высказывать суждения об условии жизни рабов в Древней Греции.

Выявлять причины превращения Афин в крупнейший центр ремесла и торговли

   
40. В городе богини Афины 1

научится характеризовать

особенности жизни афинян

Описывать устройство храма, сравнивать его с древневосточными храмами. Творчески реконструировать образ афинского Акрополя. Обобщать информацию о  скульпторах  и их произведениях

Выявлять и объяснять различия между греческими и древневосточными искусством.

Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории

тест

текущий

 
41. В афинских школах и гимнасиях 1

научится характеризовать:

-особенности воспитания и обучения в афинских школах и гимнасиях;

-история Мирона и Поликлета;

-условия жизни  раба-педагога

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Рассказывать об особенностях афинских школ и гимнасий

текущий

тест

 
42. В афинском театре 1

научится характеризовать процесс возникновения театра в Греции

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения

Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие

   
43. Афинская демократия при Перикле 1

научится характеризовать

особенности демократии при Перикле;

Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин. Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах.

Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств. Давать образную характеристику Перикла, собирать  и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни Формулировать оценочные выводы о роли  личности Перикла в истории Афин и Древней Греции.

текущий

сравнительная таблица

 
44. Города Эллады под властью Македонии 1

научится характеризовать:

-географическое расположение Македонии;

-особенности правлении Филиппа;

-обстоятельства потери Грецией независимости;

-обстоятельства прихода к власти Александра

-

Формулировать причины возвышения Македонии, дать образную характеристику Филиппа II.

Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания. Высказывать суждение  позиции о суждении Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о её значении для дальнейшей судьбы Греции.

Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского.

текущий

хронологический

диктант

 
45.

Поход Александра Македонского

на Восток

1

научится характеризовать

основные направления военных походов Александра;

Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших событий, соотносить эти события с другими датами истории Древней Греции и  Древнего Востока. 

Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии.

Объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход. Давать образную характеристику Александра Македонского, Дарию III. Находить и показывать на карте места сражений, города, новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского.

текущий

задания в контурной карте

 
46. В Александрии Египетской 1

научится характеризовать:

-причины распада державы Александра Македонского;

-особенности общего развития Александрии Египетской;

Раскрывать причины распада державы  Александра Македонского. Выявлять существенные черты государственного устройства вновь образованных государств Формулировать определение понятия «эпоха эллинизма». Образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности. Высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма.    
47. Контрольная работа по теме: «Древняя Греция» 1

научится характеризовать:

-особенности географического расположения Древней Греции;

-особенности политического, экономического и социального развития Древней Греции;

-сущность периода эллинизма;

-вклад Древней Греции в мировую культуру

Актуализировать и обобщать знания  по истории  Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку.

Соотносить события истории Древней  Греции по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия.

Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию.

тестовые задания

(разноуровневые)

 
48.

Древний Рим.

Древнейший Рим

19

1

научится характеризовать:

-географическое расположение Древнего Рима;

-легенда об основании Рима;

-особенности управления Древнего Рима

Показывать на исторической карте территорию  Апеннинского   полуострова, о. Сицилия, Лаций, земли этрусков, греческие колонии. Соотносить расположение значимых объектов по истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира. Описывать природные условия и занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией, делать выводы об их сходстве и различия. Анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставлять с данными археологических раскопок.

Раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев

   
49. Завоевание Римом Италии 1

научится характеризовать:

-причины и предпосылки  возникновения республики в Риме;

-нашествие галлов;

-военные победы римлян;

-причины возвышения Рима

Объяснять моральные уроки, которые римляне выносили из трагических событий своей истории.  Формулировать причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова.

Составлять характеристику  римской армии, выделять её преимущества перед армия других государств Древнего мира.

текущий

тест

 
50. Устройство Римской республики 1

научится характеризовать:

-особенности устройства римской республики;

-роль Сената в Риме;

-особенности организации римского войска

Активизировать учебный текст, сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях, патрициев и плебеев, царей и консулов.

Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. Выделять главные особенности государственного устройства Рима, сопоставлять их с устройством Афин, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики.

   
51.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

научится характеризовать:

-обстоятельства вторжения войск Ганнибала в Италию;

-причины, ход, основные сражения, итоги войны Рима с Карфагеном;

-причины поражения Македонии;

-обстоятельства разгрома Сирии и Македонского царства;

-обстоятельства разрушения Коринфа и Карфагена

Анализировать историческую ситуацию на основе карты, прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии. Соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств.

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

задания в контурной карте

 
52. Установление господства Рима во всем Средиземноморье 1

Научится объяснять

- причины военного превосходства римлян

-последствия римских завоеваний

Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье.

Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян

текущий

тест

 
53.

Рабство в Древнем Риме

1

научится характеризовать:

-источники рабства в Древнем Риме;

-положение рабов в Древнем Риме;

-условия жизни гладиаторов;

-причины, ход, итоги и значение восстания Спартака

Анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме и об отношении к ним рабовладельцев, используя контекстные знания. Описывать гладиаторские бои на основе разных источников, высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу.

тест

текущий

 
54. Земельный закон братьев Гракхов 1

научится характеризовать:

-содержание и значение законовТиберия Гракха;

-смысл деятельности  Гая Гракха

Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима.

Формулировать причины разорения римских крестьянских хозяйств и обогащения аристократов. Составлять образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов,  анализировать их деятельность.

 Объяснять причины поражения братьев  Гракхов.

Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в  Древнем Риме.

   
55. Восстание Спартака 1

научится характеризовать:

-причины, ход, итоги и значение восстания Спартака

Составлять комплексную характеристику восстания Спартака, рассказывать о его отдельных эпизодах, показывать на карте направления походов восставших и места сражений с римской армией Высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении

текущий

тест

 
56. Единовластие Цезаря 1

научится характеризовать:

-причины возвышения Цезаря;

-основные направления деятельности Цезаря;

-обстоятельства захвата власти Цезарем;

-обстоятельства гибели Цезаря

Составлять  сравнительную характеристику  Красса Помпея и  Цезаря.

Находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной.

Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделять в сложившейся ситуации  признаки гражданской войны.

Сравнивать диктатуру Суллы и Цезаря, объяснять чьи интересы защищал Цезарь, причины заговора против него.

Давать оценку  личности Цезаря как полководца и правителя, высказывать суждения о его роли в истории

мини-сочинение

«Возвышение Цезаря»

 
57. Установление империи 1

научится характеризовать:

-причины поражения сторонников республики;

-ход борьбы Антония и Октавиана за единовластие;

-причины победы Октавиана;

-основные направления деятельности Октавиана

Формулировать причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и побед Октавиана в борьбе за единоличную власть. Систематизировать тенденции социально-политического развития Рима. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам

Различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при  Октавиане  Августе, делать выводы о реальной форме  его правления.

Составлять образную характеристику Октавиана  Августа.

текущий

словарный диктант

 
58. Соседи Римской империи 1

научится характеризовать:

-жизнь германских и славянских  народов

Называть народы. Работать в группе, брать на себя роль лидера.

Объяснять причины военного превосходства римлян и их побед в борьбе за расширение своих территорий. Высказывать суждения о жизни соседних народов, сравнивать их с римлянами.

тест

текущий

 
59. В Риме при императоре Нероне 1

научится характеризовать:

-особенности правления Нерона;

-итоги правления Нерона

Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом.

Давать образную характеристику личности Нерона

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

текущий

тест

 
60. Первые христиане и их учение 1

научится характеризовать:

-обстоятельства появления первых христиан;

-кем были первые христиане;

-особенности религиозных верований христиан

Называть условия возникновения христианского учения. Высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определенных  групп населения Римской империи.  Давать характеристику первым христианским  общинам и условиям их деятельности.

Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники.

Объяснять причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе, используя новые понятия.

   
61. Расцвет империи во II веке н.э. 1

научится характеризовать:

-причины отказа от использования рабов в сельском хозяйстве;

-особенности правления Траяна

Объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира. Образно описывать крупнейшие римские архитектуры. В творческой форме  реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков. Объяснять  причины и следствия   расширения гражданских прав населения империи.

текущий

хронологический

диктант

 
62. Вечный город и его жители 1

Научится характеризовать

-быт, досуг, занятия древних римлян;

 Раскрывать существенные признаки культуры, образа жизни и религии древних римлян.

Объяснять причины возвышения Рима.

   
63. Рим – вечный город. 1 Рим – вечный город. (проект-сообщение)  Прогнозировать тенденции развития Римской империи. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.    
64 Римская империя при Константине 1

Научится объяснять и характеризовать

- причины введения христианства;

- последствия раздела империи на два государства

Составлять  обобщенную характеристику императоров  Диоклетиана  и Константина Анализировать их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры.

Высказывать суждения о причинах, целях и результатах преобразований.

задания в контурной карте

текущий

 
65 Взятие Рима варварами 1

научится характеризовать

-причины падения Западной Римской империи

Показывать на исторической карте  направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи. Формулировать причины падения Западной Римской империи

Оценивать значение этого события в масштабах историиДревнего мира и мировой истории.  

   
66 Контрольная работа по курсу 1 Охарактеризует политическую, экономическую, культурную жизнь государств Древнего мира. Раскроет значение важнейших понятий. Выскажет суждения о вкладе древних в культурное наследие человечества.

Актуализировать и обобщать знания  по истории  Древнего мира.

Соотносить события истории Древнего  мира по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии народов Древнего мира, сравнивать их, выделять сходство и различия.

Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего мира, о необходимости бережного отношения к их наследию.

итоговый

тестовые задания

(разноуровневые)

 
67-68 Историческое и культурное наследие Древнего мира. 2

- научится характеризовать:

-ключевые понятия и термины по курсу;

-основные даты и сущность исторических событий по темам: Жизнь первобытных людей, Древний Восток, Древняя Греция, Древнейший Рим. Вклад древних цивилизаций в историю человечества

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.    
                 

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п\п Наименование объектов и средств материально-технического обеспе­чения Количество
Библиотечный фонд (печатные пособия)
1 Примерные программы по истории 1
2

Рабочая программа по истории

(для пилотного проекта)

1
3

Учебники по истории 5 класс.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2012-с.302

51
4

Рабочие тетради в 2-х частях.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2012-43с.

1
5 Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2012. – 128 с.  1
6 Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2010. – 304 с. 1
7 Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009 1
8 Мартьянова О.А. История Древнего мира.5 класс интерактивные материалы. М.: «Планета»,2012. 1
9 Учебно-наглядные пособия: Комплект карт, таблиц 86
10 Справочные пособия и дополнительная литература

В библиотеке

89

Экранно-звуковые, цифровые, электронные образовательные

ресурсы

1 Атлас Древнего мира. Мир  ПК 1
2

История России. Изд. ООО «Директ Медиа Паблишинг»

1
3 Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». -  «Интерактивный мир». АО Коминфо. 1
4 Сердце России. 1995. Кинокомпания «Коллекция 1992» 1
5 Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)» 1
6 «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. История»,  2007 1
7 http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.  
8 http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.  
9 http://museum.ru/  Портал «Музеи России».  
Технические средства обучения
1 Мультимедийный проектор 1
2 Ноутбук 1

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

История Древнего мира

Выпускник научится:

-определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э, н.э.);

-использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

-проводить поиск информации в отрывках  исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

-описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории;

-раскрывать характерные, существенные черты:

  а) форм государственного строя древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», др.)

  б)положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы);

  в)религиозных верований людей в древности;

-объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,  предметов быта, произведений искусства;

-давать оценку наиболее  значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

-давать характеристику общественного строя древних государств;

-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

-видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

-высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории

.

История Средних веков.

Выпускник научится:

-локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления  и развития государств;

-использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Европы  и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

-проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

-составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

-раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических  и социальных отношений и политического строя государств; б)ценностей, господствовавших в  средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

-объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

-сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

-давать сопоставительную характеристику политического устройства государств  Средневековья (Русь, Запад, Восток);

-сравнивать свидетельства различных  исторических источников, выявляя в них общее и различия;

-составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Новая история (1500-1913)

Выпускник научится:

-локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и Всеобщей истории в Новое время;

-использовать историческую карту как источник информации  о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений-походов, завоеваний, колонизации и др.

-анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

-составлять описание образа жизни основных социальных групп в России и в других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по Всеобщей истории Нового времени;

-раскрывать характерные, существенные черты:

  а) экономических  и социальных отношений и политического строя государств в Новое время;

  б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

  в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);

  г)представлений о мире и общественных  ценностях;

  д)художественной культуры Нового времени;

-объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Нового времени;

-сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

-используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие стран в Новое время;

-использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;

-сравнивать развитие России и других стран в Новое время.

Новейшая история

Выпускник научится:

-локализовать во времени общие рамки и рубежные события Новейшей эпохи, характеризовать основные этапы всеобщей истории начала XXXXI в.;

 -использовать историческую карту как источник информации о территории государств начала XXXXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху;

-анализировать  информацию из исторических источников – текстов, материальных и художественных  памятников Новейшей эпохи;

-представлять в различных формах описания, рассказа:

  а)условия и образ жизни людей различного положения в начале XXXXI в;

  б)ключевые события эпохи и их участников;

  в)памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;

-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

-раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры начала XXXXI в;

-объяснять причины и следствия наиболее значимых событий Новейшего времени;

-сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в Новейшую.эпоху;

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории XXXXI в;

Выпускник получит возможность научиться:

-используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств начала XXXXI в;;

-применять  элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;

-осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.

-проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в начале XXXXI в.

История России.

Выпускник 6-го класса  научится:

-применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;

-изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

-давать оценку исторической  личности;

-применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века.

 Выпускник 7-го класса научится:

-применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время, формирование абсолютизма, закрепощение крестьян, реформы Петра Великого, дворцовые перевороты, «просвещенный абсолютизм»;

- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам  (Смутное время, формирование абсолютизма, первые Романовы, эпоха Петра Великого, период дворцовых переворотов, период правления Екатерины II и Павла I);

-давать оценку личности и деятельности Бориса Годунова, Василия Шуйского, К. Минина, Д. Пожарского, Степана Разина, М.В. Ломоносова и др.)

- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVIII века.

Выпускник 8-го класса научится:

-применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;

- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам  (время правления Александра  I, Николая I, Александра II и Александра III);

-давать оценку личности и деятельности российских императоров, С.Ю. Витте, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова и др.)

- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XIX века.

 Выпускник 9-го класса научится:

-применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская революция, Великая российская революция 1917-1921 гг,, НЭП индустриализация, коллективизация, формирование однопартийной диктатуры в СССР, реформы Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина, «застой», перестройка, распад СССР, экономические и политические реформы 1990 –х гг., стабилизация 2000-х гг.;

- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам  (период правления Николая Второго, революция и Гражданская война, 1930-е гг,, участие СССР во Второй мировой войне, «оттепель», перестройка и др.);

-давать оценку личности и деятельности П.А. Столыпина, А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, лидеров Белого движения, И.В. Сталина, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и др.,

- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России  XX века.

Вернутся назад